Охотники на вампиров — частые гости на страницах городского
фэнтези, а вот в фэнтези классическом они появляются нечасто, хотя в
большинстве миров им не пришлось бы жаловаться на отсутствие работы и пищи.
Однако встречаются исключения, среди которых одно из первых мест по праву
должно принадлежать шестикнижию супругов Хенди «Дампир» (в оригинале Saga of the Noble Dead),
первые три части которого уже изданы в России.
Главные герои цикла — нелюдимая девушка Магьер и
саркастичный полуэльф Лисил — промышляют тем, что обманывают легковерных
крестьян, «избавляя» их от живых мертвецов. И надо же случиться такой
неприятности: только Магьер накопила достаточно денег, чтобы уйти на покой, как
ей и Лисилу приходится столкнуться с настоящим вампиром, хотя до того друзья
даже не верили в их существование.
А значит, придется героям, вместо того чтобы хозяйничать в
только что приобретенной таверне, осваивать непростое ремесло настоящих убийц
вампиров, и это будет только началом приключений. Конечно, и у Лисила, и у
Магьер есть свои скелеты в шкафу, делающие их чем-то большим, чем просто
парочкой аферистов, влипших в неприятности. Если первый том еще можно принять
за простое приключенческое фэнтези с вампирами и охотниками на них, то уже во
второй книге начинает приоткрываться завеса тайны, скрывающая происхождение
Магьер и прошлое Лисила.
Стартовый роман воспринимается как самостоятельное
произведение, а вот вторая и третья книги — лишь элементы эпической мозаики,
которая постепенно проглядывает за незамысловатым поначалу сюжетом. Уже к
середине цикла ловишь себя на том, что от книг практически невозможно
оторваться. А ведь первые три романа — это еще только сюжетная завязка.
Писательская чета очень умело посвящает читателя в истории
своих героев. Причем не только двух центральных, хотя основной акцент сделан
именно на них, но и второстепенных персонажей, и антагонистов — а с каждым
новым томом их становится все больше. Очень самобытными и яркими получились
характеры вампиров: благородного Чейна, вынужденного служить презренному
Крысенышу, и таинственного Вельстила. Причем, хотя все вампиры в книгах — явные
противники главных героев, ни один из них не представляет собой воплощение зла
и порока. А эгоистичная в начале истории Магьер или любящий выпить и поиграть в
азартные игры Лисил явно далеки от идеальных «хороших ребят».
Юмор и трагичность, внутренние переживания героев и лихие
схватки, реализм и фэнтезийный антураж прекрасно уживаются друг с другом на
страницах всех трех романов Хенди. Пожалуй, только боевые сцены авторы
описывают не слишком ярко, но по сравнению с достоинствами этот недостаток не
так уж и велик.
Итог: с каждым новым томом цикл становится все
увлекательнее и многограннее. Если эта тенденция сохранится и в оставшихся трех
романах, которые издательство «Азбука» обещает выпустить в ближайшем будущем,
то цикл ждет большое будущее. Будем надеяться, что нас ждет продолжительное
удовольствие от погружения в еще один удивительный, самобытный и полный
опасностей фэнтезийный мир.