Итак, пока это была только присказка, сказка — впереди. Какие ассоциации вызывает у вас слово «вампир»? Попробую угадать…
1. Высокий, худой, бледный человек.
2. С большими и острыми клыками.
3. Красными глазищами.
4. Длинными когтями.
5. В черном плаще (возможно, с красной подкладкой).
6. Вокруг — летучие мышки.
7. Живет преимущественно в замках/склепах.
8. Ночью бодрствует, днем — спит, в гробу.
9. Избавиться от него можно, воткнув осиновый кол прямо в сердце.
10. Да, и самое главное — в глазах у этого чуда — желание испить вашей крови. А если укусит — вы сами станете вампиром.
11. И вообще вспоминается граф Дракула из знаменитого романа Брэма Стокера и кучи его удачных и неудачных экранизаций.
Угадал? Ну, в общем, именно так чаще всего представляют вампира. Не буду спорить с таким образом, хотя, на мой взгляд, чем стереотипнее образ, тем более он неправилен. Правда, должен сказать, что, обитая в истинно теоретических мирах, не стоит искать единственно правильного мнения. Это не мир более-менее точных сведений об объектах, как, например, физический или химический. Это мир наших фантазий, а они безграничны. А вампиры (вернусь к ним) могут выглядеть на самом деле как угодно. Но лучше и безопаснее, на мой взгляд, им выглядеть не так, как того ожидают люди…
И откуда только пошла мода на Вампиров? Из-за чего бы, казалось, враждебных людям существ, многие любят, приписывают себя к их числу?
Начну издалека. Была такая эпоха в литературе, искусстве, даже архитектуре — Эпоха Романтизма. Обычно ее связывают с началом XIX в. Произошла Великая Французская Революция. Свергли, наконец, ненавистных монархов, установили республику. Казалось бы, восторжествовали, наконец, Свобода, Равенство и Братство. Но нет, начался, как это обычно бывает при революциях, террор. Гонения, репрессии и прочее насилие. Пожили люди при новом строе, и кое-кто из тех, кто когда-то и сам был на баррикадах, понял, что совершили серьезную ошибку, свергнув монархию. Теперь уже тосковали об утраченном «Золотом веке» Человечества, о нарушенной гармонии между Человеком и Природой. Но реку Времени вспять не повернуть…
Крах иллюзий, несостоявшееся ожидаемое царство Разума и Справедливости трагически воспринимается людьми как победа мирового Зла в его извечной борьбе с Добром. Звучат мотивы неосуществимости того идеала, ради которого и стоит жить в этом мире, стремление к уходу от реальности, от настоящего — в царство Мечты и Фантазии, в мир невозвратимого прошлого. Такие люди условно стали называться романтиками.
До той Революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. После же нее эта «пирамида» общества перевернулась. Отдельный Человек почувствовал себя одиноким. Жизнь — игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет.
Вот тогда-то и появилась первая, достокеровская мода на вампиров, сформированная на базе бесформенной груды мифов, легенд, преданий, домыслов и предрассудков, накопленной за предшествующие эпохи. Особенно спекулировали тогда этой темой в литературе. В России, к примеру, наиболее популярны были произведения о вампирах А. Толстого.
Почти вся литература эпохи Романтизма была пронизана сюжетами о страстной борьбе сильной, одаренной, мечущейся личности с враждебной средой, средой непонимания, средой чуждой искренности и стремлению к Свету, свойственному романтикам. По-видимому, Вампир стал эталоном жизни такого героя.
Стоит выделить свойства Романтика. На мой взгляд это:
1. Ирреальность его Бытия
Идея ирреальности заключается в несоответствии мира Романтика внутреннего Миру внешнему. И это вследствие противоречий и несовершенности окружающего Мира и стремления с другой стороны к совершенству Романтика.
2. Одиночество и непонимание окружающими
Возникает оно на почве того, что кто-то из тех, кто боролся за Счастье бок о бок с Романтиком теперь отстаивает уже собственное благополучие и безопасность. Предают даже самые близкие друзья. Бороться продолжают лишь самые отчаянные.
3. Поиск Романтиком Истины
Вследствие неприятия новоустановленных принципов, возникает необходимость поиска своих, правильных и честных, но эти принципы большинством не принимаются.
4. Эгоцентризм ищущего Романтика, свобода и неответственность перед другими
Для подобного Поиска, в отрыве от всех остальных, необходимо слушаться только своего сердца, своей души, своего разума, идти, сверяясь лишь со своей путеводной звездой, иначе снова погрузишься в омут обыденности.
5. Рок, сопротивление Мира (как правило, для Романтика фатальное)
Такой поиск естественно губителен для устройства Мира, так как разрушает установленный порядок. К тому же, он может послужить примером и для других людей. Поэтому Мир начинает вести безжалостную борьбу с Романтиком, в которой последний просто вынужден погибнуть.
Итак, подведем итог. Какой же получился образ Романтика? Властный, уверенный в себе, одинокий и непонятный, отвергающий обывательские принципы, ищущий новых принципов желаемого мира, но неизбежно вступающий с Миром в конфликт. Это Романтик. Вампир же, в сущности, отличается только мелкими фантастическими штрихами. Для полноценной и максимально равной борьбы с Миром необходимы эффективные средства и оружие. Ими являются сверхъестественные способности Вампира. Условием и ограничением этих способностей является потребление крови. Бессмертность же отдаляет этих героев от Мира смертных, т.е. Мира Обыденности, Серости и Пошлости.
Вот и готова максимально общая характеристика образа Вампира, во всяком случае, как я его вижу. Вампир был фактически типичным героем литературы эпохи Романтизма, но люди-романтики, живущие и в нынешнее время легко отождествляют себя с этими, казалось бы, созданиями Ада. На самом же деле, если разобраться, то это воплощения не Ужаса и Жестокости, а Боли и Одиночества. И поэтому можно, воспользовавшись знаменитыми словами Вольтера, сказать, что если вампиров и не было, их стоило бы придумать…