Благодетельные демоны греков не всегда были личными — встречались и семейные, по-латыни spiritus familiaris. Отсюда происходит хорошо известное слово familiar, в русской традиции переводимое как приживал.
Такие демоны временами попадались и в средневековье, и особенно в эпоху Возрождения — у знаменитых чародеев и ученых. Обычно они показывались в обличье мелкого зверька: так, например, доктор Фауст чаще всего водил при себе Мефистофеля в обличье пуделя. Иногда он сидел в предмете — кольце, фибуле, рукояти меча и так далее.
Для чародея такой демон — необходимый инструмент: он помогает при алхимических операциях, предсказывает будущее (действие это — глубоко нехристианское), временами трудится в качестве мелкой прислуги, обычно незримой.
Иногда он присутствует в доме все время, порой вызывается для особых действий — но всегда один и тот же. Для сражений такой демон не годится, хотя может своевременно оповестить хозяина об опасности, дабы тот принял меры.
Как правило, приживал искренне и честно заботится о благополучии своего хозяина; если тот гибнет, у приживала остается двадцать четыре часа, чтобы отомстить, прежде чем он вернется в геенну огненную.
Вызывание.
Желающий заполучить себе на службу демона посерьезнее должен был предпринимать особенные действия. Они достаточно несложны, если хочется, чтобы демон просто появился (например, хватало зарезать на перекрестке и закопать там же черную курицу); но вот если хочется, чтобы он еще и подчинился, — о, тут нужны весьма сложные ритуалы. Их следовало знать не только колдуну, но и честному экзорцисту.
Здесь, по-видимому, сыграло свою роль иудейское представление о том, что, если хорошо знать законы, которым подчиняются демоны, в них всегда можно найти лазейку и воспользоваться ею. В рассказах о джиннах упоминается похожее явление.
Однако ошибкой было бы думать, что для призыва демона и контроля над ним достаточно знания одного ритуала и волшебной формулы. Истинный демонолог знает: формула меняется в зависимости от дня недели, от времени суток, от места вызова, присутствующих лиц и много чего еще. Малейшая ошибка в ней может стать фатальной. И скорее всего станет.
Пентаграмма — типичный, но не непременный атрибут этого процесса. Считалось, что она дает время на переговоры — иначе можно не успеть закончить формулу, как демон уже вцепится вызывателю в горло. Некоторые авторы утверждают также, что это — самый простой способ заставить демона сдержать данное слово.
Самое любопытное, что подобное действие, даже если исполняется с целью призвать, а не изгнать демона, может не влечь за собой гибели для души. Ведь это проделывал безусловный праведник — царь Соломон! Однако поскольку большинство колдунов — отнюдь не соломоны, чаще всего это все-таки пагубно, и не стоит надеяться на иной исход. Хотя бы уже потому, что демон при малейшей к тому возможности напакостит всем, кому сможет, и это будет на совести вызывателя. И инквизиция не без основания трактует любую попытку заполучить услуги демона как преступление.
Договор с нечистым.
То, что описано выше, — формальные взаимоотношения, обеспеченные универсальным законом. Но немало существует историй и о заключении с демоном договора — содержащего в себе в качестве условия со стороны смертного либо передачу демону души, либо отречение от Христа. Ответной услугой, как правило, оказывается одно любое желание; хотя порой удавалось выторговать и поболее.
Хотя инквизиция считала фактом договора даже мысленное обращение к нечистому, во всех легендах фигурирует именно письменный контракт. Причину объясняет в одной из легенд сам дьявол: дескать, среди вас, христиан, обычное дело — сперва договориться, а потом раскаяться и душу не отдавать!
Ряд легенд подтверждает, что спастись от такого договора возможно — либо раскаявшись (только искренне!), либо перехитрив дьявола. В том, чтобы попытаться его обмануть, ничего дурного не видели; хотя Фауст, согласно одному из текстов, отказался разрывать договор, поскольку это было бы бесчестно... Историй о том, как удалось перехитрить нечистого, множество — обычно назначалось какое-то условие, которое потом оказывалось невыполнимым. Так, Нострадамус якобы завещал за предвидение душу дьяволу, согласно контракту, «и если похоронят в церкви, и если похоронят вне ее» — после чего добился, чтобы его похоронили в стене ризницы, то есть не вне и не внутри.
Впрочем, по логике вещей этого должно быть совершенно недостаточно: ведь мало не продать душу, надобно еще и не грешить, а договор с дьяволом — в любом случае тяжкий грех. Успели ли раскаяться хитрецы, придумавшие невыполнимое условие? Об этом легенды зачастую ничего не сообщают. Так что, возможно, демон добился-таки своего. |