В средневековой Европе мало кто сомневался в реальности ведьм, леших или вампиров. Конечно, немногие бы взялись утверждать, что лично встречались на узкой дорожке с восставшим мертвецом, зато всегда находился приятель кузины знакомого, который знал из достоверных источников: где-то там чудовища и колдуны действительно водятся. Временами, впрочем, «где-то там» оказывалось совсем рядом: в лесу появлялся волк-людоед, без видимых причин на корню засыхал урожай или деревенские красавицы одна за другой заболевали дурной болезнью. Тогда начинались охоты на ведьм, в которых защитником рода людского от потусторонних происков мог почувствовать себя любой селянин.
Образованные европейцы времен Просвещения с ужасом смотрели на деяния рук своих прадедов, не находя охотам на ведьм рационального объяснения. Тогдашние исследователи душ человеческих еще не знали, что такое массовая истерия или психология толпы. В итоге вина за десятки тысяч жертв ведьмовских процессов была свалена на одну организацию — католическую церковь. Миф об инквизиции дожил до наших дней, прочно укоренившись в массовом сознании. Только в последние десятилетия историки смогли посмотреть на эту организацию непредвзято и сделали несколько неожиданных выводов. Во-первых, абсолютное большинство казней ведьм и колдунов приходилось на современные Германию, Швейцарию, Францию — страны, где инквизиция в то время не действовала. Во-вторых, после Реформации, выведшей половину Европы из-под власти католической церкви, преследование ведьм на этих территориях только усилилось. В-третьих, в большинстве случаев инквизиторы только устанавливали, насколько подсудимый отошел от официальной веры, а определение и осуществление наказания оставалось уделом светских властей.
Конечно, сегодня убедить рядового европейца в том, что стереотипы о деятельности инквизиции далеки от исторической правды, не проще, чем доказать средневековому крестьянину, что ведьм и демонов не бывает. В наше время миф об инквизиции ярким цветом распустился на страницах фантастических, прежде всего фэнтезийных книг. Причем традиционно за этим невинным названием (inquisitio переводится на русский как «расследование») стоит весьма нелицеприятная организация религиозных фанатиков.Ярким примером тому могут служить инквизиторы из цикла Ника Перумова «Хранитель мечей». Они действительно противостоят порождениям Тьмы, но при этом используют совершенно бесчеловечные, варварские методы, в том числе и жесточайшие казни «еретиков». Что, впрочем, не отменяет эффективности организации: она даже древнейшего вампира Эфраима вынудила скрываться на задворках родного Эвиала. Инквизицию «а-ля Перумов» с минимальными изменениями или вообще без них можно встретить не в одном десятке фэнтезийных вселенных.
Во вселенной Warhammer 40000 также существует Инквизиция, чье предназначение — защищать человечество от внешних и внутренних угроз. Эта организация делится на три ордена: Ордо Маллеус, или охотники на демонов; Ордо Херетикус, или охотники на ведьм; и Ордо Ксенос, или охотники на Чужих. Нередко инквизиторы становятся единственным огоньком надежды для человечества, разбросанного по опасному и мрачному миру сорокового тысячелетия. Однако и здесь они вызывают скорее страх, а не уважение, поскольку не брезгуют грязными методами, да и сами нередко становятся на сторону Хаоса.
Однако вернемся в Европу, к концу 18 века худо-бедно разобравшуюся с ведьмами и охотниками на них. На смену одной истерии здесь пришла другая, на сей раз вампирская. Источником историй о восставших мертвецах стала Восточная Европа. В первой четверти 18 столетия со скоростью лесного пожара по деревням начали распространяться слухи о восставших мертвецах, а среди образованной прослойки общества начались жаркие дискуссии о существовании вампиров. Существуют документы, подтверждающие минимум два случая нападения людей, считавшихся умершими, на своих родственников и соседей.
Расследовать эти случаи был отправлен Герард ван Свитен, личный врач императрицы Марии Терезии. Ученый пришел к выводу, что байки о вампирах не имеют под собой ровным счетом никаких оснований. Впрочем, это не помешало Брэму Стокеру сто с лишним лет спустя сделать ван Свитена одним из прототипов Абрахама ван Хельсинга — первого литературного охотника на вампиров.
Профессор ван Хельсинг мало похож на своих современных коллег по колу и серебряным пулям — уже потому, что не был склонен использовать эти орудия. Метафизик, философ и эрудит, он использовал хитрость и знания, чтобы наносить удары по Дракуле и его отродьям днем, когда те не могли противостоять людям. Но Брэм Стокер писал свой роман в конце сравнительно спокойного и размеренного девятнадцатого века. С тех пор традиции вампироборчества претерпели значительные изменения, а ученые-мыслители вышли из фавора. Своей наивысшей точки подход «сначала стреляй, потом думай» достиг в фильме «Ван Хельсинг», герой которого Габриэль, сын Абрахама, последовательно расправлялся со всеми классическими монстрами, используя что угодно, кроме собственной головы.
Но все-таки и в двадцать первом веке остались еще охотники, которые сначала прибегают к знаниям и логике, а лишь потом берутся за оружие. Именно таковы братья Винчестеры из сериала «Сверхъестественное». В раннем детстве по вине таинственного демона мальчики лишились матери. Винчестер-отец, вставший на путь мщения, сделал из детей совершенную команду по борьбе со сверхъестественными угрозами. Теперь сорвиголова Дин и интеллектуал Сэм колесят по Америке на стареньком автомобиле, собирая слухи о странных происшествиях и расследуя их. Злобные призраки, бессердечные вампиры, одержимые демонами люди и даже посланники Ада — никто не ускользнет от братьев. Винчестеры подходят к своей миссии с научной точки зрения: сперва тщательно изучают все имеющиеся сведения об очередном противнике, пользуясь при этом как ветхими книгами, так и интернетом, и только после этого приступают к делу. Это спасает их от многих лишних усилий: к примеру, зачем пытаться уничтожить привидение, если для его изгнания достаточно сжечь то, что привязывает его к нашему миру? Несмотря на благородную цель Дина и Сэма, люди не спешат сказать им «спасибо», а полиция и «органы» нередко дышат братьям в затылок. Бросить бы это неблагодарное занятие... Но если не Винчестеры, то кто же?
По схожему принципу живет и большинство охотников «Мира Тьмы», скрывающего в своих тенях множество самых разнообразных сверхъестественных созданий. Считанные единицы из миллионов смертных обывателей знают о существовании вампиров, оборотней, гулей — и именно эти люди со временем становятся охотниками. Они называют себя Наделенными, имея в виду дарованные им особые силы, которые позволяют на равных сражаться с порождениями мрака. Мотивы, цели и средства у охотников самые разные: одни пытаются вернуть чудовищ к свету, другие ведут непримиримую войну с нелюдями во благо человечества, а третьи стремятся изменить к лучшему весь мир. В отличие от кланов вампиров или оборотней, Наделенные не входят в состав какой-либо организации. Лишь секретная информационная сеть Hunter-Net помогает охотникам поддерживать между собой связь.
Как правило, охотники не специализируются на каком-то отдельном виде нечисти или чудовищ — это и неудобно, и неприбыльно. Хрестоматийный пример многофункционального истребителя нелюдей — ведьмаки из книг Анджея Сапковского. Особый орден подбирает мальчиков-сирот и с младых ногтей натаскивает их на монстров, параллельно пичкая учеников алхимическими снадобьями. Выжившие ведьмаки становятся более сильными и быстрыми, нежели обычные люди, многие способны применять простейшее волшебство — Знаки.
Повзрослев, ведьмаки, вооруженные серебряным мечом — лучшим средством против нечисти, — выходят на большак и отправляются защищать простых людей от упырей и кикимор, утопцев и василисков, а также всех остальных порождений фантазии пана Анджея. С точки зрения биологии ведьмаков уже нельзя причислить к роду человеческому, однако, несмотря на это, многие из них порой ведут себя человечнее людей, да и прибегают к уму и смекалке не реже, чем к грубой силе.
Другие материалы по теме
|