Человечество издавна встречается с необычными явлениями природы. Одно из них - корабли -призраки. Первые легенды о них восходят еще к временам майя и ацтеков. Некоторые корабли-призраки встречаются из века в век, их описания всегда одинаковы, несмотря на различие культур и языков.
По преданию, с помощью кораблей-призраков души мертвых оставляют землю и переправляются в другой мир. Корабль мертвых является либо в облаке, либо окутанным густым туманом. Совершая путь к месту назначения, он парит над горами и вересковыми полями в любую погоду и шторм бороздит моря. Согласно одной легенде, после смерти пирата в облаке появляется Корабль мертвых. Когда корабль проплывает над крышей его дома, душа пирата вступает на корабль, а в доме слышатся звуки штормового моря.
Ряд историй о кораблях-призраках происходят с Британских островов. Сообщения о таких призраках продолжают поступать и в наше время. Самое богатое кораблями-призраками место в Англии находится в районе Ла-Манша. Это знаменитые Пески Гудвина, в пяти милях от города Дила в графстве Кент. Согласно легенде, эта опасная песчаная отмель была когда-то островом Ломеа, затопленным и ушедшим на дно в XI веке, когда граф Гудвин отказался соорудить для защиты острова стены от волн. Никаких доказательств того, что этот остров действительно существовал, нет, однако, как сообщают, до сих пор со дна моря раздается звон колоколов-призраков его затонувших соборов. Легенда также рассказывает, что в районе Песков Гудвина в кораблекрушениях погибло около 50 тысяч человек. Их корабли-призраки по сей день бороздят воды Ла-Манша. Одна из наиболее извстных жертв Песков Гудвина — колесный пароход "Виолетта", который более ста лет назад зимой во время шторма, сопровождавшегося снегопадом, пересекал пролив. Все, кто был на борту, утонули. Любопытно, что призрак "Виолетты" повторил эту аварию в начале второй мировой войны и ее наблюдали работники маяка на Ист-Гудвине. Они послали шлюпку, чтобы проверить, что случилось, но ничего не нашли.
Наиболее населенные кораблями-призраками воды Америки - Великие Озера, где во время зимних штормов погибло огромное число кораблей. Плавать по Великим Озерам гораздо опаснее, чем по любому из океанов, потому что на них неожиданно возникают сильные штормы, способные в считанные минуты потопить корабль.
Один из самых известных среди затонувших в водах Великих Озер кораблей - это "Гриффон", построенный в Ниагаре, штат Нью-Йорк, и принадлежавший французскому путешественнику Рене Роберту, шевалье де Ла Салле. "Гриффон", имевший 60 футов в длину и весивший 45 тонн, был в то время крупнейшим кораблем из предназначенных для плавания по озерам. Строительство корабля вызвало неодобрение местных ирокезов, считавших, что этот корабль неугоден Великому Духу. Ирокезский пророк Метиомек проклял корабль и сказал, что он утонет. "Гриффон" отправился в первое плавание 7 августа 1679 года. В гавани Детройт на острове Вашингтон, штат Висконсин, Ла Салле сошел с корабля, чтобы продолжить на каноэ свои исследования истока реки Миссисипи. "Гриффон" должен был вернуться в Ниагару 18 сентября 1679 года. Но он не вернулся. Никто не знает, что случилось. Согласно легенде, корабль "пытался пройти через льды" и исчез. В 1900 году, после того, как предполагаемый "Гриффон" был найден в районе полуострова Брус на озере Гурон, распространилась версия о кораблекрушении. Гипотеза о кораблекрушении была подтверждена в 1955 году, когда остатки найденного корабля были идентифицированы как принадлежавшие "Гриффону". Однако многие стали оспаривать этот вывод, так что с полной достоверностью эти остатки пока не идентифицированы. Тем не менее, как сообщают, призрак "Гриффона" туманными ночами до сих пор часто видят, плывущим по озеру Гурон.
Но самым знаменитым кораблем-призраком по праву считается "Летучий Голландец". Существует множество вариантов легенды о Летучем Голландце. По голландской версии, капитан ван Стратен был упрямым человеком, поклявшимся проплыть вдоль Мыса Бурь, известного теперь под названием Мыс Доброй Надежды. Корабль затонул, а судовая команда из мертвецов и мертвый капитан были обречены вечно странствовать по волнам вблизи злополучного места. Корабль-призрак можно видеть в штормовую погоду, и встреча с ним предвещает несчастье.
В германском варианте капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал Дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.
В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявленную трусость. Шторм усиливался; капитан, грозя кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание. Тут же на палубе появился призрак, но воинственный капитан приказал ему убраться прочь, грозя пристрелить. Видя, что гость не подчиняется, капитан выхватил револьвер и выстрелил в него, но револьвер взорвался у капитана в руке. Призрак ниспослал ему проклятие вечно носиться по волнам, беспрестанно мучая матросов. Того, кто увидит обреченный корабль, ожидает беда.
Есть и другие варианты легенды.
Согласно одной из них, корабль был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. В другой легенде на палубе корабля появилась богиня, но она была встречена оскорбительным отношением со стороны капитана. В отместку она приговорила корабль плавать вплоть до дня Страшного суда.
Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал романтическую окраску истории о Летучем Голландце. Гейне привнес новый момент в существовавший сюжет: раз в семь лет капитану дозволялось сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от заклятья, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере "Летучий Голландец". Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, Сентой.
До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Мэри Селист», о которой А. Конан Дойл писал: «Тайна этого судна никогда не будет разгадана». Но если события, имевшие место на «Мэри Селист», происходили в прошлом столетии, то исчезновение людей с борта «Джойты», относится ко второй половине ХХ в.
«Джойта», небольшое судно валовой вместимостью 75 регистровых тонн, обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 г. судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау. В порт назначения оно не прибыло. Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Однако все усилия найти «Джойту» оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести.
Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было. Морской бот «Тувало» взял «Джойту» на буксир и привел в порт.
Выдвигался ряд гипотез о судьбе команды и пассажиров теплохода. Вот некоторые из них: тропический смерч снес с палубы «Джойты» всех людей за борт. Возможно, это был не смерч, а огромная волна, возникшая вследствие подводного землетрясения; людей поглотило чудовище, всплывшее из глубины океана; это дело рук пиратов.
В январе 1929 г. жители островов Тристан-да-Кунья, расположенных в южной части Атлантики на полпути между побережьем Бразилии и мысом Доброй Надежды, увидели грациозный парусник, направляющийся прямо на предательские рифы у берега. Корабль несся, подгоняемый штормовым ветром. Он подошел на достаточно близкое расстояние, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо признаков жизни на его борту. Широкая белая полоса на корпусе — отличительный знак учебных парусников — давала основание предполагать, что это был «Кобенхавн».
На расстоянии полумили от острова судно попало во власть мощного течения. Спустившийся туман скрыл парусник от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни его обломков не нашли. Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, на них не было. Вскоре версия о «Кобенхавне» была окончательно отвергнута. Стало известно, что в тот январский день вблизи островов Тристан-да-Кунья прошел четырехмачтовый финский барк «Понапс».
Еще одно сообщение о «Кобенхавне» в том же 1929 году поступило от чилийских рыбаков. Во время промысла у южного побережья Чили в жестокий шторм видели этот парусник. Он был уже без мачт. Тщательное обследование кораблями-спасателями обширного района, указанного рыбаками, не смогло пролить свет на тайну исчезновения судна.
Пропажа со всеми людьми большого учебного судна, которое за годы безаварийного плавания доказало свои отличные мореходные качества, взволновала датскую общественность. Многие кадеты, участвовавшие в учебном плавании на «Кобенхавне», были выходцами из богатых семей. Их родители, не надеясь на быстрые и эффективные действия официальных властей, сами снарядили на поиски специальное судно. Но его плавание оказалось безрезультатным. В конце концов морские эксперты пришли к заключению: «Кобенхавн» так быстро затонул, что команда не успела воспользоваться спасательными шлюпками и люди погибли.
Однако на этом история с датским учебным судном не закончилась. В ночь с 7-го на 8-e октября 1959 г. капитан голландского сухогруза «Страат Магелхэс» Пит Алгер, находясь у южной оконечности африканского континента, увидел внезапно появившееся судно большое парусное судно. Под всеми парусами оно шло навстречу «Магелхэсу». С трудом Алгеру удалось избежать столкновения. Не успела команда опомниться, как парусник исчез в тумане. В своем донесении морским властям капитан сообщал, что парусник весьма напоминал «Кобенхавн».
необычайный корабль-призрак. Это была дрейфующая в океане подводная лодка. Из рубки высовывался скелет, высушенный тропическим солнцем. Людей не было видно. Ветром и волнами морского скитальца прибило к берегу. Удалось установить, что это была американская подводная лодка времен второй мировой войны. Однако судьба экипажа корабля так и осталась тайной.
А вот история еще одного современного «Голландца». В декабре 1971 г., по прошествии двух лет со дня катастрофы транспорта «Бэджер Стейт», правительственная комиссия США, производившая расследование обстоятельств разыгравшейся на судне трагедии, передала для опубликования в печати краткие выдержки из своего доклада. Оказалось, что корабль следовал с грузом бомб. В конце декабря 1969 г. «Бэджер Стейт» был в панике оставлен своей командой. Полагали, что транспорт обречен и вскоре затонет. Однако в действительности события развивались иначе.
Следственная комиссия и словом не обмолвилась об опасностях, связанных с военными перевозками. В докладе говорится только о технике транспортировки бомб, уязвимости этого груза при качке судна, необходимости надежных креплений.
Катастрофа с транспортом «Бэджер Стейт» произошла в северной части Тихого океана, когда он находился в 550 милях северо-восточнее острова Мидуэй. Судно вышло в свой последний рейс из порта Бангор (штат Вашингтон). На борту находился груз бомб. В начале плавания в океане разразился шторм. Девять суток он атаковал транспорт. Несколько раз меняли курс, пытаясь уменьшить качку. И все же шторм сделал свое дело. На второй палубе оборвались оттяжки. Началась подвижка груза. При очередном резком крене судна несколько бомб вывалилось из контейнеров. Они ударялись друг о друга и о стальной борт корабля. Через люк второй палубы бомбы стали проваливаться в трюм. В конце концов одна из них взорвалась. В борту судна образовалась пробоина почти в 10 квадратных метров. К счастью, груз бомб не сдетонировал. Однако хотя пробоина располагалась выше ватерлинии и опасность быстрого затопления не угрожала судну, капитан приказал его покинуть.
Но произошло неожиданное. Шквальный ветер сбросил с палубы два надувных спасательных плота. Третий плот удалось спустить. В нем разместилось 35 моряков. Однако прежде чем он отошел от борта судна, из пробоины вывалилась 2000-фунтовая бомба. Она задела плот и опрокинула его. Находившиеся на плоту люди оказались в воде, температура которой не превышала 9 градусов по шкале Цельсия.
Некоторые моряки держались за повисшие на борту трапы и спасательные сети. При очередном накате волны то одного, то другого моряка относило в открытый океан — на верную гибель. Несколько человек, оставшихся на палубе судна, были смыты за борт шестиметровыми волнами. Тех, кто плавал, борясь со стихией, атаковали альбатросы. Когда спасательный корабль прибыл на место аварии, ему удалось принять на борт только 14 человек, а 26 моряков стали жертвами этой трагедии. Спасатели вскоре покинули район аварии.
На следующий день брошенный транспорт начали разыскивать корабли и самолеты Береговой охраны США. Поиски оказались безуспешными. Решили, что судно затонуло. Однако в начале 1970 г. его обнаружили плавающим в океане северо-западнее Гавайских островов. Дрейфующую «пороховницу» следовало немедленно затопить. Выполнить эту задачу поручили одной из американских канонерок. Однако расстреливать корабль из пушек не пришлось. После нескольких взрывов, происшедших на его борту, «Бэджер Стейт» затонул.
В условиях тумана, снежных бурь, гигантских волн, неистовствующего ветра и бушующего океана встреча с дрейфующим кораблем даже невольно может представиться как появление корабля-призрака. И конечно, столкновение с таким кораблем не сулит ничего хорошего.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]