Один из самых главных вопросов, интересующих каждого
человека, — что произойдет после смерти? Верующие беспокоятся в первую
очередь о своей душе, атеисты — о теле. Но основные заботы у всех примерно
одинаковы. Кто-то предпочитает быть закопанным в землю, некоторые желают стать
горсткой пепла в вазе, стоящей на книжной полке. Один завещает свое тело ученым
на опыты, другой велит отрезать себе голову и заморозить ее в жидком азоте...
Есть и такие, кто умудряется еще при жизни продать свой череп
анатомическому музею. Между тем,
если отвлечься от религиозной стороны вопроса, то любое оживление — всего
лишь оживление. Остальное зависит лишь от степени “оживленности” (полное восстановление
жизни или приобретение статуса живого мертвеца), целей воскрешения из мертвых,
преследуемых конкретным волшебником, и средств.
Во время становления и развития христианства
мифология древних культур была использована отцами церкви
для создания совершенно новой картины мироздания. Магические обряды объявлялись
сатанинскими ритуалами, языческие божества превращались в демонов.
Та же невеселая участь постигла и некромантию. В этом была
своя логика — ведь процесс вызова душ умерших людей требовал не только длинных
заклинаний, но также применения свежей крови и внутренних органов. Цезарь писал,
что его друг Ватиний практиковал некромантию и приносил в жертву духам внутренности
умерщвленных им юношей. Еще одно, менее беспристрастное и объективное свидетельство
о жестоких (по нынешним меркам) ритуалах некромантии принадлежит святителю Григорию
Богослову, который утверждал, что некроманты во время своих церемоний убивают
девственниц и извлекают из них внутренности. Следует иметь в виду, что в древности такие ритуалы не считались
чем-то из ряда вон выходящим, а были, скорее, даже нормой. Однако молодая христианская
религия продвигала в жизнь иную мораль, и делала это очень эффективно — поэтому
вырезание внутренностей из живого человека только
ради общения со своим мертвым прадедушкой в наше время уже не кажется хорошей
идеей.
Постепенно некромантия стала отождествляться с черной магией
в целом. Насчет вызова душ (да и колдовства вообще) у церковников было универсальное
объяснение, придуманное вышеупомянутым Августином Блаженным, — “это дьявольское
наваждение”. То есть все действия, осуществляемые некромантами, происходит не
в реальности, а в их воображении. Это лишь обман чувств, устраиваемый Нечистым. Исследователи истории развития некромантии — например, знаменитый Ричард Киекхефер,
опубликовавший книгу “Запретные ритуалы. Руководство по некромантии 15 века” —
полагали, что христианские священники не только боролись с этим видом волшебства,
но и практиковали его сами.
Язык, терминология
и формат ритуалов некромантии, изложенный в так называемой “Мюнхенской книге”,
удивительно напоминает христианские богослужения, “вывернутые” наоборот (это,
кстати, очень типично для черной магии). Для проведения экзорцизма христианским
священником требовалось перечислять демонов по имени, взывая к Отцу, Сыну и Святому
Духу. Заклинания некромантии, по свидетельству Киекхефера, были
построены примерно по той же схеме. Отправление магических обрядов, в которых
использовались работы греческих авторов, библейские тексты и даже иудейская Тора,
требовало от авторов очень тесного знакомства с данным предметом, что еще раз
говорит в пользу существования священников-некромантов.
Среди церковников, подозреваемых в занятиях некромантией, чаще
всего называется Джон Салисбургский (1115-1180 годы), епископ Шартра. Весомых
доказательств этому нет, однако то, что святые отцы частенько занимались магией,
бесспорно. Из записей парижского собрания экклезиологов (то есть, упрощенно говоря,
лиц, изучавших “организационную” роль церкви в нашей жизни), датированных 1328
годом, следует, что “была обнаружена группа лиц духовного и светского происхождения,
замышлявших призвать демона Бериха и соорудившая для этого магический круг из
кусков кошачьей кожи”. Подобная деятельность вполне соответствовала средневековым
представлениям о некромантии как черной магии вообще.
Особый интерес представляют конкретные описания обрядов, проводимых некромантами.
Забавный факт — некромантия того времени классифицировалась как магия иллюзий,
а не магия смерти
(как уже было сказано, церковь считала любую магию наваждением Сатаны).
Один из
самых известных некромантических ритуалов, описанных в середине 15 века, выглядит
следующим образом. При помощи заклинаний, волшебного кольца и диаграммы, нарисованной
на земле кровью удода или летучей мыши, маг мог вызвать демона в форме лошади.
Во время совершения всех действий некромант должен был стоять в защитном круге,
начерченном около восточного окна его комнаты. После произнесения заклинания в
небе появится множество духов и лошадей. Маг должен выбрать среди них коня с красной
уздой — тот спустится на землю и позволит забраться на себя.
Для полета на таком коне необходимо иметь магический скипетр
и меч. Во время путешествия маг не должен совершать греховных действий (к таковым
причислялся даже взгляд на красивую женщину), так как нечистый человек не может
управлять демоном. Похожие мотивы встречаются во многих средневековых легендах,
например о Юберте из Регенсбурга, который летал на дьявольские собрания, но не
на спине лошади, а верхом на фекалиях мула. Считалось, что некроманты могут вызывать
любые иллюзии. Они способны сделать демонов похожими
на лошадей, создавать из воздуха целые крепости, надевать плащ-невидимку и уставлять
стол иллюзорными яствами.
Правила взаимоотношений некромантов с вызванными ими демонами
(духами) были весьма необычны. Так, иллюзорную пищу употреблять не рекомендовалось
— чем больше ее ешь, тем больший голод испытываешь. Если человек нарушает это
правило, то быстро умирает от истощения. Во время полета на демонической лошади
нельзя было креститься, иначе та сбежит от своего наездника. Однако, находясь
на корабле, добытом магическим способом, не возбранялось призывать Святые Силы.
В эпоху Возрождения у людей вновь проснулся интерес к античной
культуре, и некромантов наконец-то перестали путать с волшебниками-иллюзионистами.
Однако сам термин “некромантия”, как обозначение искусства общения с мертвыми,
вскоре вышел из употребления. Людей, налаживающих информационный контакт с “тем
светом”, стали называть иначе — спиритуалисты, медиумы, или просто гадатели. В современном сознании некроманты стали стопроцентно злыми
персонажами. Они поклоняются силам тьмы, а иногда даже продают свою душу демону,
получив взамен дар темного волшебства. Иногда, впрочем, некроманты описываются
не как слуги зла, а как обычные люди, использующие магию смерти сугубо рационально.
Она для них выступает инструментом, а не предметом культа.
Главная “визитная карточка” некромантов — способность поднимать
из могил мертвецов, которых в последнее время называют одинаково — зомби. Оживленные
некромантами покойники чаще всего не воскресают в прямом смысле этого слова, а
становятся трупами, способными двигаться и выполнять простые команды. В некоторых
художественных источниках изредка упоминается способность некромантов возвращать
людей к полноценной жизни, но это скорее исключение. Некромант не дарит людям
жизнь. Он отнимает у них смерть. Кроме “оживления”
трупов, современный некромант способен оперировать и более тонкими материями,
например, призывать духов или повелевать привидениями. Он также может
уметь отнимать у человека жизненную энергию, “перекачивая” ее в себя или в ту
нежить, которую вытащил из могилы. Если обобщить сказанное, то некромантию можно назвать
одним из тех культурно-исторических явлений, которые стали жертвами предрассудков
и дремучего невежества. Такова судьба всего религиозного, магического, да и просто
необычного, чья ценность хотя бы единожды была подвергнута сомнению. Важнейший
знак индуизма и буддизма — свастика — превратился в символ расовой ненависти;
англичане топили печи египетскими мумиями, а слово “инквизитор” до сих пор ассоциируется
лишь с мрачными застенками, пытками и сожжением на костре. |