Нужно заметить, что
борьба без оружия — не слишком
естественное занятие для человека. Ведь в свое время наши предки потому и
расстались с клыками, что потребность в естественном вооружении исчезла
благодаря появлению оружия искусственного. Тем не менее сражаться иногда приходится и без оружия. Борьба в той или иной форме практиковалась у всех народов
как наиболее простой и естественный способ «нейтрализовать» противника. Чтобы
вывести врага из строя одним ударом ноги или кулака, требуется изрядный опыт.
По этой причине неподготовленный человек в драке скорее склонен хватать, а не
бить. После захвата наиболее очевидное решение — вывести противника из
равновесия и повалить его на землю. То есть привести его в положение, из
которого он ударить уже не сможет. У борца есть слабость — он не может противостоять нескольким
противникам одновременно. По этой причине еще в древних Египте, Шумере и
Греции, кроме борьбы, культивировалось и искусство кулачного боя. О том,
насколько хорошо были поставлены удары греческих бойцов, можно судить по тому,
что им первым пришла в голову мысль о необходимости защиты рук. Ведь если удар
действительно способен крушить кости, то это скорее окажутся фаланги пальцев,
чем ребра противника. Греки обматывали кулаки кожаными ремнями, а в римское
время появились и настоящие боксерские перчатки. Можно ли считать
русский кулачный бой «искусством» или «школой»? Пожалуй, нет. С одной стороны,
регулярные упражнения такого рода давали хорошую практику и приучали терпеть
боль и «держать удары». Предельно близкие к боевым условия воспитывали презрение к риску. С другой стороны, удары наносились
примитивно — «вразмашку», что делало их предсказуемыми. Защита и уклонения
также практически отсутствовали. В течение 19 века классическая борьба и бокс продолжали
лежать в основе рукопашной техники европейских армий, хотя внимание им
уделялось небольшое. В лучшем случае солдат учили всего нескольким броскам
травматического действия.
О восточных единоборствах в Европе в ту пору не подозревали.
Даже рукопашные схватки русско-японской войны не дали оснований полагать, что
японцы владеют приемами какой-то особой борьбы. Лишь благодаря расширившимся
культурным связям с Японией в начале 20 века в Европе узнали о дзюдо.
Первые показательные выступления японцев также не произвели
впечатления. Признанные мастера дзюдо в борцовских поединках проигрывали
обычным курсантам военных академий. Лишь несколько позже было замечено, что
причиной тому был малый рост японцев. При равном весе их более изощренная
техника давала бесспорное преимущество над европейскими борцами. И, хотя
боксеры и продолжали утверждать, что превосходства над ними еще никто не
показал в практической дискуссии, дзюдо стремительно захватывало позиции.
Возможности бокса были слишком ограниченными.
Начиная с 20 годов спецслужбы, а затем и армии европейских
стран стали серьезно интересоваться восточными стилями. В СССР они начали
изучаться под маскирующим наименованием «самбо». Почему-то в то время советское
руководство не хотело признать японского происхождения борьбы. О специфически европейских единоборствах в первой половине
20 века говорить не приходится. Но странно было бы, если опыт двух небывалых по
размаху войн не привел к прогрессу и в искусстве рукопашного боя. Среди стилей
нового времени можно упомянуть израильскую крав-магу и русскую «боевую машину».
|